В рамках мониторинга экономической ситуации в городе в сентябре 2020 года ТПП Тольятти провела второй опрос городских предпринимателей.
За прошедшие месяцы с момента первого опроса, который состоялся в июне, оценка тольяттинскими предпринимателями текущей экономической ситуации в стране не изменилась. И в июне, и в сентябре, по мнению более 80% предпринимателей, она тормозит развитие бизнеса.
Более того, в отношении ближайших 3 месяцев доля предпринимателей, ожидающих ухудшения экономической ситуации, выросла с 34% до 43%. В то же время по сравнению с тотальным летним пессимизмом появилась, пусть небольшая, но статистически значимая доля оптимистов — 14% бизнесменов надеются на улучшение ситуации.
И у них есть для этого некоторые основания. Например, как и в июне 50% предпринимателей отмечают снижение выручки. Но в отличие от июня, когда в повышении выручки “признались” 19% бизнесменов, в сентябре таковых было уже 36%. Если в июне о снижении числа покупателей говорили 81% предпринимателей, то в сентябре — около 60%. Да, 60% — это не очень радостная цифра. И тем не менее на определенные изменения в настроении бизнеса она указывает.
Есть изменения к лучшему и в отношении уровня зарплат и занятости персонала. У 70% опрошенных предпринимателей за прошедшие 3 месяца не изменилось число сотрудников, более 80% не планируют сокращений в ближайшие месяцы. Если в июне о снижении уровня заработной платы заявляли 50% предпринимателей, то в сентябре таких “заявлений” было уже 15%.
Какие задачи для тольяттинских предпринимателей являются сейчас главными?
- поиск, привлечение и удержание клиентов — 57% — в июне 69% и тоже 1 место,
- сокращение издержек — 50% — 44% в июне и тоже 2 место,
- увеличение прибыльности бизнеса- 36% — 38% в июне и тоже 3 место,
- автоматизация бизнес-процессов — 28%
- модернизация производства — 25%.
Первые четыре задачи с точки зрения важности за прошедшие между опросами 3 месяца не изменились. В то же время менее остро для предпринимателей стали выглядеть проблемы, связанные с удержанием квалифицированного персонала и расширением сбытовой сети. На фоне значимости остальных достаточно “скромно” выглядят задачи поиска источников финансирования (15%) и/или борьба с конкурентами (13%).
Выводы:
- По сравнению с началом лета, когда большинство тольяттинских предпринимателей оценивали ситуацию как “ужас-ужас-ужас”, в начале сентября один “ужас” можно убирать) Настроение не особо оптимистичное, но появилось больше понимания и спокойствия в отношении ожиданий и перспектив: хуже, может быть, и будет, но мы, в принципе, готовы.
- Появившийся акцент на автоматизации бизнес-процессов и модернизации производства — это уже акцент не на “тушении пожара”, а взгляд в будущее.