Студенты в период пандемии страдали из-за отсутствия социальных контактов

Наиболее негативное последствие дистанционного обучения в период самоизоляции – ухудшение физического и психологического самочувствия студентов. К такому выводу пришли участники сетевого проекта Университетского консорциума исследователей больших данных «Образование в условиях коронавируса: большие данные как инструмент измерения реакции общества».

Отношение россиян к переходу на дистанционное обучение в период пандемии анализировали специалисты 10 российских вузов, в том числе Тольяттинского государственного университета (ТГУ). Проект был инициирован Томским государственным университетом при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ с целью улучшения российского онлайн-образования.

Как сообщили в ТГУ, обсуждение итогов проекта состоялось на форуме «Открытые данные-2020». Всего в рамках исследования было изучено 2.7 млн сообщений студентов 309 российских университетов из 80 регионов. В выборку попали более 1000 неформальных университетских сообществ.

Более 30 000 текстовых сообщений студентов и преподавателей вузов восьми субъектов РФ проанализировали 5 преподавателей и 18 студентов кафедр «Прикладная математика и информатика» и «Социология» ТГУ. Они разметили и распределили сообщения по категориям, определили их тональность, а затем передали полученные данные исполнителю Проекта – Томскому госуниверситету.

В итоге команда сетевого проекта установила: до 16 марта у 183 российских университетов (в том числе и у опорного ТГУ) дистанционное обучение не обсуждалось в неформальных сообществах.

Переход на дистант не стал «катастрофой» – система российского высшего образования показала устойчивость к резким изменениям. При этом после 16 марта 2020 года:

  • больше всего студентов волновала организация дистанционного учебного процесса – 63% всех постов и 81% всех вопросов;
  • максимальный процент негатива – 71% от всех постов – обнаружен в постах о самочувствии пользователей;
  • режим самоизоляции нанес серьезный удар по материальному положению студентов – 14% всех постов относится к социально-финансовой сфере. И интенсивность обсуждения именно этой темы растёт.

Ухудшение физического и психологического самочувствия студентов произошло из-за отсутствия социальных контактов и студенческой жизни. Вузы, как правило, не смогли перевести в онлайн полноценные внеучебные студенческие активности.

Директор Центра прикладного анализа больших данных Томского госуниверситета Вячеслав Гойко отметил: «Студенты, в принципе, довольно лояльно отнеслись к переходу на дистанционный формат. Но основная сложность том, что дистанционное обучение нарушило личные связи между людьми. Студентам в период пандемии не хватало общения».

Неофициальные сообщества вузов Самарской области анализировали специалисты Чеченского государственного университета. Согласно их отчёту, студенты областных вузов устали от дистанционного обучения и опасаются за свое здоровье в связи с длительным присутствием у мониторов.

В 73% всех постов студенты негативно высказываются о техническом обеспечении учебного процесса, жалуясь на слабую подготовленность преподавателей для работы в дистанционном формате.

В период пандемии о дистанционном образовании в неформальных сообществах Тольяттинского госуниверситета количество постов было сильно меньше относительно общефедеральной статистики.

Председатель совета Консорциума Михаил Мягков подчеркнул: в опорном ТГУ создана инфраструктура, позволившая вузу не только переключиться на онлайн-обучение, но и отрабатывать запросы вне групп в социальных сетях.

Речь идёт о существующей в ТГУ поддержке студентов и сотрудников в системе высшего образования онлайн «Росдистант», включающей книгу ректора, службу поддержки на официальном сайте вуза и контакт-центр, который был в два раза усилен в период пандемии. До 16 марта в него поступало около 500 звонков в неделю, сейчас в 3 раза больше – порядка 1500 звонков.

– Студенты, преподаватели и сотрудники получают оперативные ответы на все свои вопросы. Для этого мы в 2 раза увеличили количество сотрудников, работающих в первой линии поддержки. Теперь 30 операторов call-центра ТГУ на основе кейсов и подсказок в регламентные сроки отвечают на поступающие вопросы. Берут в работу и нестандартные вопросы, перезванивают тем, кто не дождался ответа оператора. В части информирования у нас все проходит спокойно,

– заявил ректор ТГУ Михаил Криштал.

Благодаря системе высшего образования онлайн «Росдистант», запущенной ТГУ ещё в 2015 году, в опорном вузе буквально за один день перевели на дистанционный формат всех студентов очной формы обучения. В итоге в период пандемии в Тольяттинском госуниверситете дистанционно обучались свыше 17 500 человек.

Михаил Криштал уверен: образование становится более индивидуализированным и качественным, очное обучение неизбежно трансформируется, «впитывая» онлайн-технологий, технологии электронного обучения и организации удаленной проектной работы. Задача вузов, по мнению ректора ТГУ, грамотно подойти к этому переходу, создать в учебной организации сбалансированную структуру и систему поддержки.

С этим согласился научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин и при этом призвал формировать у студентов больше самостоятельности, сокращать аудиторные часы работы, чтобы создать настоящее персонализированное обучение