Фонды Тольяттинского краеведческого музея пополнились коллекцией декоративных колокольчиков 19-21 вв., собранной частным коллекционером Ларисой Михайловной Францек (Москва). Всего в музей передано 450 экземпляров.
Передача коллекции (из города в город) — дело хлопотное: здесь важное значение имеет отбор предметов, классификация, описание, тщательная упаковка, бережная транспортировка. За первой партией уникальной коллекции тольяттинские музейщики ездили в Москву, вторую партию 6 ноября привезла в Тольятти коллекционер лично.
Традиционно в музеях нашей страны хранятся, как правило, поддужные колокольчики, рынды, копии церковных колоколов. Однако, в советской и постсоветской России феномен создания декоративных колокольчиков заслуживает самого пристального внимания и до сих пор не исследован специалистами в должной мере.
Лариса Михайловна Францек долгое время жила в Тольятти, стояла у истоков создания факультета дошкольной педагогики и психологии тольяттинского филиала Куйбышевского педагогического института, на базе которого был создан факультет иностранных языков. Язык открыл для нее новые горизонты: с 1990-х она активно путешествует не только по России, но и в Европе. Колокольчики из разных городов и сел нашей страны, а также со всего мира стали не только хобби, но и объектом системного исследования, предметом профессиональной коммуникации. Лариса Михайловна Францек — член Американской колокольной ассоциации, созданной в 1940 г. и объединившей коллекционеров и исследователей колоколов и колокольчиков со всего света. Ассоциация проводила свои съезды даже во время Второй мировой войны, аккумулировала и продолжает аккумулировать историю развития и коллекционное разнообразие культур разных стран. В 2011 г. Лариса Францек первая представляла Россию на международном уровне с докладом на съезде Ассоциации, а в журнале The Bell Tower Ассоциации появились статьи о декоративных колокольчиках в России, вызывавшие большой резонанс в профессиональной среде.
История колокольчиков в постсоветской России, действительно, уникальна. Колокольчики не только вобрали в себя культурное наследие страны, народное творчество, но и превратились в авторский микс. В коллекции Францек колокольчики из 50 стран: точные копии больших исторических кайзеровских колоколов из латуни, бронзы; колокольчики с хохломской и городецкой росписью; авторские колокольчики из керамики, металла, дерева, стекла мастеров из разных городов и сел нашей необъятной страны и мира. Особый интерес представляют колокольчики из смешанных материалов: металл + дерево, стекло + бронза, керамика + янтарь, а также из нитей, пряжи, клыка моржа, с финифтью и др. Коллекция бесценна (и не только с материальной точки зрения): она отражает развитие декоративно-прикладного творчества на территории России в советский и постсоветский периоды, а также позволяет сравнить тенденции в российской и международной практике, выделив уникальное, отечественное, наследие. Среди тем, «близких народу» в 21 веке: достопримечательности стран и городов (в т.ч. Тольятти), праздники, национальные костюмы, национальная кухня, фауна, литературные персонажи, герои мифов и сказок.
Унифицированный мир постмодернизма в 21 веке еще сохраняет следы национального разнообразия, исторических реплик и требует профессионального сопровождения и представления. Лариса Францек 25-летний опыт своего коллекционирования и исследования обобщила в своей книге (сейчас она в процессе издания), а краеведческий музей Тольятти, где теперь хранится большая часть ее уникальной коллекции, готовится к выставкам. Первую выставку горожане увидят в середине декабря (она посвящена новому году и Рождеству), а вторую (комплексную) — весной! И разольется по Тольятти колокольный звон… колокольчиков, созданных и собранных с любовью и переданных в дар любимому Городу.
Для справки
Публикации Л.М. Францек в российских и международных изданиях посвящены темам: колокольные звоны в произведениях русской и советской художественной литературы: [сравнение колокольного звона во время разных церковных праздников и соответствия звона эмоционально-психологическому состоянию персонажей]; опыт осмысления комплектования коллекции декоративных колокольчиков; колокольная традиция России – национальное культурное наследие; колокольчики российского коллекционера; валдайские колокольчики: [о валдайских колокольчиках и Музее колоколов в г. Валдай]; колокольчики из особых мест на Волге; некоторые традиционные российские промыслы: [о колокольчиках, выполненных в стиле хохломской, городецкой росписи, резьбы по дереву]; западный Санта- Клаус и русский Дед Мороз; херсонесский туманный колокол; настольные колокольчики из коллекции Эрмитажа; легендарный ссыльный набатный колокол Углича; международная выставка колокольчиков впервые в Москве; три уцелевших колокола: [о трех колоколах из Новоиерусалимского монастыря в г. Истра]; колокольчики из Украины и об Украине; колокольчики в стиле русской лаковой миниатюры; День Победы – 9 мая в России и 8 мая в США: [о колокольчике ко Дню Победы]; о Киево-Печерской Лавре и ее колокольне; древний монастырь на современном колокольчике; колокольчики в живописи и живопись на колокольчике (и др.).