«Косметические» шарлатаны снова активизировались

Несколько лет назад по стране прокатилась «косметическая» революция. Буквально на каждом углу начали открываться салоны красоты, обещавшие своим клиентам лучшие ногти, кожу и волосы. Однако внешний вид выходящих из этих салонов практически не менялся, чего нельзя сказать о их кошельке. Попавшие на наживку мнительные дамы и господа брали кредиты, ради чудодейственных составов с частичками золота, экстрактами жемчуга и прочей чепухой.

Управление Роспотребнадзора по Самарской области предупреждает потребителей о широком распространении недобросовестных практик заключения договоров купли- продажи дорогостоящей косметики и договоров об оказании косметологических услуг.

Многие из женщин (а иногда и мужчин) уже сталкивались со звонками, в которых предлагается бесплатно посетить салон красоты, получить процедуру по уходу за лицом, волосами, телом.

Кто  согласился на подарочные услуги или товары, оказались в долговой яме, с негативными последствиями для кредитной истории. Давайте разберемся, в чем особенность подобных косметических услуг и каким образом они связаны с кредитами.

До подписания договора для усиления мотивации к совершению такой сделки потребителю может предоставляться «профессиональная» информация медицинского характера (о состоянии здоровья волос и кожи, развитии возможных заболеваний, необходимости профессионального ухода, составления плана лечения и т.п.). При этом в обращениях потребителей часто содержатся жалобы на некомпетентность специалистов, осуществляющих косметологическую процедуру с использованием специальных средств, отсутствие у организации лицензии на медицинскую деятельность и др.

При заключении договора, исполнители услуг часто выбирают шумные, душные помещения, включают громкую или успокаивающую музыку, используют ароматические средства и т.п., которые отвлекают внимание потребителей, не дают им сосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями. Договорная документация по таким сделкам может носить сложный и запутанный характер, часть важной информации выносится в приложения либо «растворяется» в середине многостраничного договора, при этом используются специальные и непонятные потребителю термины. Одновременно потребителя торопят с подписанием договора, предлагают подписать документы после устного описания их содержания, изложенного мелким шрифтом. Далее: стоимость товаров и услуг, как правило, во много раз превышает финансовые возможности клиентов (может доходить до 100-200 тыс. руб.), в связи с чем им предлагается для оплаты заключить кредитный договор. Поэтому приглашение в косметический магазин или салон сопровождается настойчивой рекомендацией иметь при себе паспорт (он ведь необходим для оформления кредита).

После общения с родственниками и близкими людьми, а также внимательного ознакомления с условиями заключенных договоров (кредитного, купли — продажи, об оказании услуг) и ценами на аналогичные товары и услуги многие потребители пытаются расторгнуть заключенные договоры, на что, как правило, встречают категорический отказ со стороны продавца или исполнителя.

Несмотря на то, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг (с возвратом всех денежных средств за вычетом понесенных исполнителем расходов) или отказаться от договора купли-продажи, заключенного под влиянием заблуждения (неполучения всей необходимой информации о товаре), на практике это, оказывается, сделать непросто.

Недобросовестными продавцами и исполнителями используется целый ряд юридических уловок, которые существенно затрудняют достижение положительного исхода: представители продавца или исполнителя услуг отказываются получать письменные претензии и жалобы, в договорах не указывается действительный (реальный) адрес хозяйствующего субъекта, договорам присваиваются несвойственные названия, затрудняющие их идентификацию.

В данной связи рекомендуем:

  • не торопиться с принятием решения о покупке косметических средств, оставив себе время для оценки потребности в использовании предлагаемых товаров и наличия финансовой возможности их оплаты, в том числе с учетом мнения членов семьи;
  • не подписывать предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв предварительно их содержание, имейте в виду, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств.

Уважаемые потребители, интересующие Вас вопросы по вышеуказанной теме Вы можете задать специалистам Управления Роспотребнадзора по Самарской области по телефонам: (846)260-50-25, (846)260-69-56